К сожалению, приходится констатировать тот факт, что стратегия максимальной приближённости банковских услуг к населению терпит фиаско. Еще недавно руководители – стратеги крупнейших банков, получали премии и звания финансистов года за внедрение в жизнь «клиентоориентированных» стратегий развития филиальных сетей банка, направленных, в том числе на строительство новых отделений в самых непредсказуемых местах в Украине. Однако практика преподнесла очередной сюрприз, основанный на действии «Закона об убывании граничной полезности» о котором в тот период, почему-то позабыли? Говоря проще содержание крупных «сетей» стало убыточным занятием, в виду того, что в Украине нет, и не было такого количества населения готового вкладывать свои деньги в банки, создавая при этом очереди. Более того сложилась парадоксальная ситуация: когда в крупных городах Украины на каждую «булочную» приходится более 15 отделений коммерческих банков. Почему данная ситуация могла иметь место: 1. ТОП менеджмент банков воодушевленно рассказывал хозяевам – акционерам банков, о том, что рынок банковских услуг безграничен, что производственные планы, выставленные ими, на ближайшие пять лет вполне выполнимы, и лишь необходимо найти людей – «продавцов» которые выполнят эти планы, но при этом необходимо создать сеть отделений; ведь бедные клиенты только этого и ждут; они в очередь встанут за нашими «супер» выгодными банковскими продуктами! Однако ТОП менеджмент явно умалчивал об истинной причине своего энтузиазма, ведь каждое отделение это затраты на покупку квартиры, на перевод ее в нежилой фонд, на ремонт и оборудование согласно требованиям НБУ, иными словами возможность получения альтернативных источников обогащения – «откатов». 2. Псевдо маркетологи и советники по рынку некоторых банков воодушевленные отчетами конкурентов вводили в заблуждение своих руководителей и акционеров, чем спровоцировали неоправданные решения о создании новых отделений. Однако некоторые из них также рассчитывали на то, что при увеличении «сети» бюджет, выделяемый на рекламу, и/или PR значительно возрастет, что позволит значительно увеличить объем альтернативных поступлении – «откатов». 3. Реальные потребности, связанные с обслуживание крупного системного предприятия, которых в Украине не так уж и много. Хочу привести интересный факт, если сложить бизнес планы всех банков в Украине по РКО по физ. лицам на 2005 год, то для их выполнения необходимо: чтобы на обслуживание в банки Украины перешло как минимум население соседней Польши, и осуществило по одной транзакции на сумму 3 500 у.е. Вот и получаем кризис перепроизводства. Первыми его жертвами стали простые работники банков, поскольку ТОП менеджмент ввиду убыточности своих «сетей» решил сократить штат, чем увеличил нагрузку на сотрудников, а в ряде случаев зарплата была урезана путем составления технологий продаж основанных на том, что сотрудник получает зарплату только по факту привода клиента в банк. Вторыми жертвами этой ситуации стали клиенты, банки которых не выдержали жесткой конкуренции. Ну а третей жертвой этого процесса должны стать сами банки, и их ТОП менеджмент. Иными словами Украину ждет немецкая модель развития событий, но «хозяева» банков продолжают слушать своих ТОП менеджеров, которые с большой «охотой» принимаются за постройку все новых и новых отделений, на охрану которых у них не хватает денег. Сегодня около 30% банковских отделений не охраняются. В июне их может стать еще больше – с понедельника милиция повышает цену своих охранных услуг, поэтому многие банкиры решили отказаться от них вовсе.
|